State Regulation of the Market of Poultry Products
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 20 / October, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article describes the main areas of state regulation of the domestic market of poultry products and measures to manage its competitiveness. The situation related to Russia's accession to the WTO is analyzed. The idea is that the state's role in shaping the conditions of high competitiveness of domestic poultry farmers to be active and meet the requirements of the global economy.
Keywords: competitiveness, government regulation, government support, market of poultry products, Russia's accession to WTO
Государственное регулирование АПК является важнейшим направлением аграрной политики экономически развитых стран. При этом используются различные экономические рычаги, способствующие созданию благоприятной среды для эффективного функционирования АПК.
В России в условиях аграрных изменений мы наблюдаем формирование системы государственного регулирования сельского хозяйства. Помимо прямого субсидирования отдельных подотраслей АПК, в настоящее время используются косвенные меры поддержки отрасли: страхование урожая, единый сельскохозяйственный налог, субсидирование процентных ставок по кредитам, федеральный лизинг и др.
Новый этап в развитии сельского хозяйства, характеризующийся совершенствованием механизма его регулирования, начался в 2006 году и связан с реализацией национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 гг.» [3].
Современные государственные механизмы регулирования птицеводства направлены главным образом на достижение интенсификации производства отечественной птицеводческой продукции и повышение ее конкурентоспособности на рынке.
При этом особую важность имеет государственное регулирование и управление конкуренцией на рынке продукции птицеводства. Деятельность государства в управлении конкуренцией и конкурентоспособностью должна осуществляться по трем основным направлениям: создание конкурентной среды, регулирование конкуренции на внутреннем рынке, поддержка конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке (см. рис.).
Рис. Направления государственного управления конкуренцией и конкурентоспособностью на рынке
Управления конкурентоспособностью продукции птицеводства
Государственное воздействие на конкурентную среду представляет собой инструмент регулирования экономики, направленный на предотвращение нарушений экономического равновесия, основными моментами которого являются:
– охрана и поощрение конкуренции;
– контроль над предприятиями и организациями, занимающими превалирующее положение на рынке;
– ценовой контроль;
– содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Значимым направлением государственного управления конкурентоспособностью продукции птицеводства на внутреннем рынке является защита отечественных сельхозпроизводителей от недобросовестной конкуренции, что, в первую очередь, применительно к реализации внутри страны импортной продукции, более низкая цена которой обуславливается экспортными субсидиями в странах-экспортерах, занижением таможенной стоимости продукции и др. К мерам данной защиты на внутреннем рынке могут относиться импортные пошлины (направленные на уменьшение диспаритета цен между ввозимой и отечественной продукцией) квоты на ввоз, ограничивающие объемы импорта.
Первым мероприятием со стороны государства, действительно регулирующим рынок мяса птицы, выступило принятие и реализация постановления Правительства РФ от 23.01.2003 № 48 «О мерах по защите российского птицеводства», которым были установлены импортные квоты на ввоз мяса птицы на 2003−2006 годы (2003 г. – 774 тыс. тонн, 2004 г. – 1050 тыс. тонн, 2005 г. – 1090 тыс. тонн, 2006 г. – 1130,8 тыс. тонн).
Дальнейшее таможенно-тарифное регулирование рынка мяса птицы осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006−2009 гг.» (предусматривающее увеличение поставок по импорту к 2009 г. до 1252 тыс. тонн).
В период кризисной экономической ситуации (2008−2009 гг.) было принято постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 918, в результате чего на 2009 год был сокращен объем импортной квоты на 300 тыс. т мяса птицы и значительно повышены таможенные тарифы на внеквотные поставки. На 2010−2012 гг. объемы импортных поставок определены постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010−2012 гг.» [3].
Ситуация после вступление России в ВТО
Следует отметить, что 16 декабря 2011 г. состоялось подписание протокола присоединения России к ВТО. Вступление России в ВТО сопряжено с рядом ограничений в отношении реализации государственной аграрно-продовольственной политики (ограничения охватывают регулирование доступа к рынку, внутреннюю поддержку сельского хозяйства и экспортное субсидирование). Россия согласилась по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа. Так средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 11,2% по сравнению с текущим уровнем в 15,1% (ставки по видам продукции представлены в табл. 1).
Таблица 1
Ставки импортных пошлин на ряд товарных позиций в АПК
Продукция
|
Ставки импортных пошлин, %
|
дельта
| |
сейчас
|
в ВТО
| ||
Зерно
|
15,1
|
10,0
|
-5,0
|
Молочная продукция
|
19,8
|
14,9
|
-4,9
|
Растительные масла и животные жиры
|
9,0
|
7,1
|
-1,9
|
Сахар, $/т
|
243
|
223
|
-20
|
Говядина*
|
15 (50)
|
15 (55−27,5)
| |
Свинина*
|
15 (75)
|
0 (65−25)
| |
Мясо птицы*
|
25 (95)
|
25 (80−37,5)
| |
Живые свиньи
|
40,0
|
5,0
|
-35,0
|
После вступления России в ВТО внутриквотная пошлина на мясо птицы составит 25%, внеквотная – 80%, в случае отмены квот Россия должна будет установить единую ввозную пошлину на мясо птицы – не более 37,5%. Учитывая вступление России в ВТО, конкуренция на рынке птицеводческой продукции значительно усилится. Поэтому необходимо вплотную заниматься продвижением продукции на экспорт. Мировой сельскохозяйственный рынок традиционно закрытый, и особенно он труднодоступен для России. Вступление в ВТО дает нам возможность расширить рынки сбыта, но для этого необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность и качество продукции, соответствующее ветеринарным требованиям, которые в ряде стран более жесткие, чем в России. Риски российского АПК после вступления в ВТО рассмотрены в табл. 2.
Таблица 2
Возможные риски развития АПК после вступления России в ВТО [2]
Возможные риски
|
Комментарий
|
Снижение инвестиций в АПК
|
− инвесторы не уверены в перспективах своего бизнеса ввиду зависимости от экономической политики государства и эффективности защитных мер;
− в животноводческой отрасли при развитии негативного сценария (в случае, если не сработают меры защиты) маржа может снизиться в 2 раза, сроки окупаемости проектов увеличатся в 1,5–2 раза (с 6−8 до 10−12 лет). |
Сокращение маржи, увеличение сроков окупаемости проектов
| |
Сбыт в Россию больших объемов импорта сельхозпродукции
|
− снижение тарифной защиты приведет к росту импорта, который будет давить на рентабельность и способствовать вытеснению неэффективных игроков (наименее устойчивыми окажется сектор ЛПХ и КФХ), а в долгосрочной перспективе крупным производителям будет обеспечено доминирующее положение на рынке;
− России не гарантирован выход на рынки стран-участников ВТО |
Снижение тарифной защиты при отсутствии гарантий доступа российской продукции на внешние рынки
|
В условиях глобализации агропродовольственных рынков и членства России в ВТО встает вопрос о повышении конкурентоспособности отечественной продукции (в частности продукции птицеводства) на внешнем рынке. Основными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ее доли на внешнем рынке, являются экспортные субсидии, наличие сертификатов на соответствие международным стандартам качества, поддержка в создании экспортной инфраструктуры.
Вывод
Подводя итог, следует отметить, что главным субъектом, формирующим конкурентную среду и осуществляющим поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке, является государство, которое призвано решать задачу создания равных конкурентных возможностей для сельхозпроизводителей на внутреннем рынке и поддерживать их на мировых рынках. По нашему мнению, роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных сельхозпроизводителей должна быть активной и отвечающей требованиям мировой экономики. Для управления конкурентоспособностью требуется системный подход к научной обоснованности данного процесса, разработке его принципов и методов. На государственном уровне должна сложиться методологическая база управления конкурентоспособностью, включающая определение критериев уровня конкурентоспособности продукции и создание правовой базы управления этим процессом.
Страница обновлена: 14.06.2025 в 18:21:44